«ПАРЕНЬ С САХАЛИНА» Часть III

НА ОБЛОЖКЕ ПОМЕСТИЛИ ПРОСТО КРИМИНАЛЬНУЮ, ВЕСЬМА СЫТУЮ ФИЗИОНОМИЮ В ЧЁРНЫХ ОЧКАХ…
Как появились мои первые блатные песни?
До отъезда в Москву, я два года собирал материал по Аркадию Северному. По приглашению Стаса Ерусланова, который когда-то записывал Северного с ансамблем «Черноморская чайка», я поехал в Одессу. Стас собрал музыкантов и мы записали сразу пять девяностоминутных кассет — сборников из моих и одесских песен, было записано очень много всякого разного из чего впоследствии был сделан один сборник, который Стас успешно продал в Москве. И уже москвичи выпустили блатной сборник под название «В натуре, ап!» А так как меня там никто не знал, то на обложке поместили просто криминальную, весьма сытую физиономию в черных очках. Долгое время люди думали, что это я. Голос, кстати, был стилизован под пьяную хрипотцу. Стас выслал мне небольшой гонорар и посоветовал ехать в Москву, где меня «уже хотели», и дал мне телефон, за что я ему очень благодарен. Я позвонил, представился, в ответ сказали: «Приезжай». Это совпало с моим разводом.

НЕ УДЕРЖИВАЛО НИЧЕГО, НИ ДВЕ КВАРТИРЫ, НИ ТРИ МАШИНЫ, НИ ДАЖЕ НАИПРИЯТНЕЙШАЯ МАМА БЛАГОВЕРНОЙ…
Оказавшись свободным от уз Гименея, я пустился во все тяжкие — был у меня такой бурный сексуальный период. Впоследствии, у меня было достаточное количество вариантов найти себе подругу жизни, но… Всех своих дам помню и до сих пор ценю. Но как только я видел, что моя дама сердца готовится к стремительному нападению на мою независимость — я уходил. Не удерживало ничего, ни две квартиры, ни три машины, ни даже наиприятнейшая мама благоверной. Должно быть, первый брак на долгие годы вперед отбил всякое желание иметь жену. Я свободен и этим счастлив.
Я НЕ ОДИНОК…
Сейчас я живу один, снимаю однокомнатную квартиру на 14 этаже, в Москве. Ко мне приходит очень много друзей и коллег. Я не одинок. Тьфу-тьфу-тьфу, в работе тоже все хорошо складывается. Кому-то я продаю свои песни, кому-то дарю. Мои песни исполняют Александр Иванов, Александр Маршал, Наташа Штурм, Катя Огонек, Гера Грач и многие другие.

МИША БЕРЁТ ПОЛБАТОНА, НА ОДНУ ПОЛОВИНУ КЛАДЁТ КУСОЧЕК СЫРА, НА КУСОЧЕК СЫРА, КУСОЧЕК ВЕТЧИНЫ, НА КУСОЧЕК ВЕТЧИНЫ, КУСОЧЕК КРАСНОЙ РЫБКИ – ВСЁ ЭТО НАКРЫВАЕТ ВТОРОЙ ПОЛОВИНОЙ БАТОНА, НАЛИВАЕТ 100 ГРАММ КОНЬЯЧКУ…
Отношение к Михаилу Кругу?
Я не могу сказать, что мы были близко знакомы. На мой взгляд это был достаточно открытый человек, он ценил юмор. Вообще Миша любил поесть. Как-то мы встретились в тон-студии «Союз», Круг записывал песню «Пацаны», там же были Кемеровский и Клименков. Так вот, во время перерыва, послали круговских папцанов в магазин за едой. Потом все купленное разложили на столе и Миша берет пол-батона, на одну половину кладет кусочек сыра, на кусочек сыра, кусочек ветчины, на кусочек ветчины, кусочек красной рыбки — все это накрывает второй половиной батона, наливает 100 грамм коньячку и таким образом закусывает в типично русской манере. Вот это мне запомнилось.
Мы встречались в студии и на концертах, но Михаил всегда старался держаться особняком от других исполнителей, у меня создалось именно такое впечатление. Возможно, кто-то скажет иначе. Помню, мы присутствовали на фуршете по поводу одного из концертов, так вот Круг не сидел вместе с нами. Вообще он не любил панибратства и, должно быть, был прав. Это можно понять, потому что многие не выдерживают элементарную дистанцию при общении. Ну как можно лезть целоваться к мало знакомому человеку или, скажем, фотографируясь совсем не обязательно обнимать исполнителя и виснуть на нем — все это оскорбляет.
ШЕЛЕГ КВАСИТ ПО ПЕРВОЕ ЧИСЛО, МОЖЕТ ЛЕГКО НЕ ВЫЙТИ НА КОНЦЕРТ…
Исполнители русского шансона такие же люди, как и все и ничто человеческое нам не чуждо. Конечно, в нашей среде нет столь гадкой атмосферы, которая часто возникает в попсе, но, думаю, в этом плане все впереди — завистливых людей везде хватает.
Помню, еще во времена Ленконцерта, на афишах значилось: Михаил Шелег и артисты ленинградской эстрады, — подобное сильно злило этих самых артистов ленинградской эстрады, и они распустили слух среди администраторов, что, мол, Шелег квасит по первое число, может легко не выйти на концерт, будучи в непотребном состоянии. Хотя на самом деле это не так. Ну да каюсь, могли быть исключения, но только 1 января. А теперь скажите мне, какой нормальный человек возьмет концерт в сию знаменательную дату? Только язвенник.
Вообще спиртное я не очень люблю, водку, крепкие напитки. Да, я могу пить с друзьями всю ночь, но на следующий день я уже не буду похмеляться. Более того, с похмелья у меня все болит, так зачем же я буду делать себе еще хуже, надо любить себя дорогого. Есть грех — люблю пиво, но буду отвыкать, а то к зеркалу будет страшно подходить. Не курю, бросил. Могу покурить, когда пишу песню и все. Отвратительно пахнет мужчина, вошедший в автобус сразу после перекура, хуже только мужчина в автобусе после дождя — от того вообще попахивает псиной.
МОСКОВСКИЙ ПЕТЕРБУРЖЕЦ ИЛИ ПИТЕРСКИЙ МОСКВИЧ…
Что бы ни происходило в моей жизни, своим городом я считаю Питер. На Сахалине я только родился, Латвия мне почему-то стала чуждой. Даже когда сейчас я приезжаю к отцу и брату в Латвию, в ту квартиру, где я жил, где стоит моя кровать, лежат мои книжки, в город где живут мои старые друзья, все равно я начинаю себя как-то тяжело ощущать. Депрессия, что ли начинается и мне хочется быстрее уехать оттуда.
Москва — это очень активный, быстрый город. Мне полюбилась Москва. Думаю, правильно будет меня называть московский петербуржец или питерский москвич, как сказал Феликс Невелев (редактор Санкт-Петербургского ТВ). А в Питер я всегда рвусь, меня тянет сюда.
Как я пришел к своим сегодняшним песням?
Был такой период, когда я работал в блатном жанре и таких авторов было очень немного. Но потом словно что-то прорвало, и все ринулись петь с хрипотцой на криминальную тематику. Это как в свое время многие поп-исполнители считали своим долгом петь как Вова Пресняков. Мне стало скучновато быть как все. Потом, зачем я буду петь про лагеря, где никогда не сидел? И я ушел в более широкую тематику, в так называемый русский шансон, который объединяет в себе целый ряд жанров. Я бы назвал направление, в котором пишу — «эстрадный шансон».
Например, песня «За глаза твои карие» появилась на свет достаточно необычным образом. Я хотел выдумать какую-то романтическую историю с сумасшедшим сюжетом, но понял, что это будет не искренне, таких песен много. А тут так совпало, что у жены моего хорошего знакомого, авторитетного парня из города Долгопрудного, что под Москвой, был день рождения, куда я и был приглашен. Приятель попросил взять гитару, если я не против, и если не лень, то сочинить буквально четверостишье для его благоверной и написать на открытке со своим автографом. Я согласился и расспросил поподробнее про жену, мне сказали: глаза карие, ну и все остальные компоненты. И я начал сочинять тост: «За глаза твои карие, за ресницы шикарные…»
А потом думаю, ну зачем же тост, получается-то неплохо. Попробовал под гитару. Хорошо. А раз получился припев, значит надо уже писать и куплеты. На день рождения я приехал уже с готовой песней. Девушка была в шоке, прослезилась. Конечно, ей было очень приятно. Я за тот вечер раз семь спел эту песню, до такой степени она всем понравилась. Потом я уже стал говорить, что надоело, запишите на магнитофон. На что мне ответили, что уже все записали, но это будут слушать завтра, а ты, пока здесь, давай пой.
МНОГИЕ ДУМАЮТ, ЧТО ЕСЛИ МУЖЧИНА ЖИВЁТ ОДИН, ЗНАЧИТ, ОН НЕУХОЖЕН И ГОЛОДЕН.
На самом деле это не так. Стираю я отлично сам, или в прачечной. Гладить не глажу, не люблю глаженое белье. А уж в готовке обставлю любую женщину. Уж скольких я знаю, но восхищался до сих пор только одной девушкой, которая приготовила на Новый год отменного гуся.
Из нашей отечественной поп музыки мне нравятся ребята из «Руки вверх», Леонид Агутин, Таня Овсиенко, Алена Апина. Да что говорить, мирового уровня есть певицы: Ирина Аллегрова, Лариса Долина — они нисколько не уступают этой пьянице Дайяне Росс, я имею в виду не потребление алкоголя. Вообще же, я обычно если и слушаю попсу, то как фон к чему-то, например, к готовке или в баре. Хотя, бывает, возникает ощущение, что это не музыка, а забивание свай, бум-бум-бум, но раз кому-то это нравится — пусть забивают дальше. В последнее время слушаю больше шансон.
ВООБЩЕ ЖЕ Я ВСЕГДА СМОТРЮ В ЗАЛ, ОСОБЕННО НА ЖЕНЩИН…
Сильные ли впечатления испытываешь на сцене Ледового дворца?
Понятно, что когда дышит такой громадный организм, когда на тебя, крошечного таракашку, устремлены тысячи глаз, когда тебя, как стрелы, пронизывают людские био-поля, то волнение, безусловно, есть, ладошки мокрые от эмоций, думаю что-то подобное испытывают все исполнители. Но ты видишь-то только первые десятки рядов, которые освещены рампой.
Вообще же я всегда смотрю в зал, особенно на женщин, особенно приятно, когда видишь, как они двигаются в такт музыке, подпевают, вот с ними я и начинаю «общаться», это здорово помогает.
Охрана в зале. Охрана очень нужна. Я убедился в этом сам, на личном, печальном опыте. В ДК Горького, на последней песне, я обратился с просьбой включить свет, чтобы увидеть зрителей, пришедших ко мне. Потом я сказал зрителям, что буду рад увидеть танцующих, если кто хочет, и с удовольствием дам автограф всем желающим. Боже, я же не знал, что после этого начнется! Все как ломанутся к сцене, а перед сценой же оркестровая яма. Пара девчонок уже упали туда, а другие не видят, что впереди народ падает и напирают. Все оградки естественно летят в тар- тарары. Толпу ничто и никто не сдерживает. Техники кричат: «Миша, уводи всех отсюда, тут же кабели! Все под напряжением!» Я кричу: «Вырубайте все свои кабели!» Толпу пытаюсь увести вбок сцены, кричу, что никуда не ухожу, пока не раздам всем автографы. Ужас. Так что охрана нужна для охраны самих же зрителей.
«Радио Петроград — Русский Шансон»

© Михаил Шелег 2002-2017. Все права защищены.